Вовочка459
offline
[i]
Мировоззрение будущего: Духовные искания в постатеистической России

Жукова Людмила, кандидат исторических наук

Время, которое мы сегодня переживаем, является рубежом не только столетий и тысячелетий, это время вызревания предпосылок качественно нового мировоззрения. Каким будет мировоззрение людей нового 21 века? Обратимся к истории.

Путь духовного развития и совершенствования человека отмечен несколькими знаменательными вехами: в России это природная духовность, христианство и атеизм.

Природная духовность — это сложившееся естественным путём мировоззренческие концепции, в основе которых лежат культ Природы и культ основного энергетического источника — Солнца. Вот что писал новгородский архиепископ Макарий в письме к Ивану Грозному в 1534 году о современных ему природных культах славян: «Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста рещи — всей твари (всему существующему) покланяхуся яко богу и чтяху…».

Природное мировоззрение являлась основой духовной жизни народов нашей страны до распространения таких ныне великих мировых религий, как христианство, ислам. Восточные славяне приняли христианство тысячу лет назад, но из письма архиепископа Макария можно заключить, что традиции почитания природы были живы и в середине тысячелетия.

В Восточную Сибирь христианство пришло намного позднее: если вести отсчёт времени от основания г.Якутска в 1632 году — в то время военного, административного и культурного центра Северо-Восточной Азии, то в 2002 году мы будем отмечать 370-летие распространения Слова Божия среди «туземных язычников».

После октябрьского переворота 1917 года в России стала утверждаться новая мировоззренческая концепция, основанная на атеизме. Религиозные (природная, христианская, мусульманская и др.) картины мира были заменены гражданской теорией, утвердилась естественно-научная картина мира. Божественное было изгнано из общественной и культурной жизни народов нашего государства. Всё, что не отвечало духу воинствующего атеизма, было объявлено антиобщественным и антинародным. Так был наложен запрет на традиционные мировоззренческие концепции народов Севера. В этом смысле атеизм нанёс более ощутимый разрушительный удар по национальным культурам северных народов, чем христианство за всю историю его существования на северо-востоке Азии.

Последствия атеистической государственной политики мы пожинаем в конце 20 века. Повсеместно нарушено экологическое равновесие в природе, в начале 90-х годов пришлось по крупицам собирать традиционные медицинские знания, но ещё больший вред нанесло отрицание традиционных народных педагогических знаний.

Для возвращения духовного здоровья народам нашей страны и нашей республики, а также для восстановления экологического равновесия в природе нам в кратчайшие сроки на государственном уровне необходимо определиться, каким мы хотим видеть наше общество в будущем? В принципе, это те же коммунистические идеалы: человека здорового физически и духовно, красивого, всесторонне развитого, гуманного и коммуникабельного, счастливого и любящего свою Родину…

Все это нам очень давно и очень хорошо знакомо по материалам партийных съездов, но почему же мы — дети, внуки, правнуки «кремлёвских мечтателей» - так далеки от вожделенных идеалов и, кажется, уходим от этих идеалов все дальше? Почему глашатаи высоких идеалов, давшие народам декреты о земле, воле, хлебе, мире в конце 20 века, получили от этих же народов сокрушительный удар? Ответим, не увязая в дебрях анализа и не мудрствуя лукаво: коммунисты вооружились ложной атеистической концепцией.

Атеистическая концепция не приемлема ныне по двум положениям.

Во-первых, из-за её односторонности. Атеисты провозгласили материализм и совершенствование материально-технической базы для дальнейшего развития нашего общества, отвергая при этом идеальное, духовный императив в природе. «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В результате мы наработали себе тяжелейшие экологические проблемы.

Во-вторых, из-за антропоморфизма. Божественное было изгнано из общественной и культурной жизни народов нашей страны, однако божественный ореол приобрели личности вождей. Культ божественной личности Христа сменился культом общественной личности Ленина и Сталина. По сути, коммунисты воссоздали структуру христианского мифа: Христос — священники — паства; вождь — коммунисты — народ.

Коммунисты замкнули цепь на себя и …сгорели. Наш народ сбросил атеистический научный коммунизм как не содержащий духовного потенциала и, естественно, в поисках духовного некоторая часть россиян обращается к полузабытому старому — православному христианству. Но христианство — мифологическая мировоззренческая концепция о началах мира народа, преимущественно живущего за пределами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая природа и растительный мир… Чужая картина мира. Благодаря атеизму мы, наконец, прозрели и увидели славянскую, якутскую, тунгусскую, юкагирскую картины мира. Каждый народ имеет свою мировоззренческую мифологическую картину образования Земли и жизни на ней. Народные мифологические концепции содержат те же общечеловеческие требования нравственности, этики и гуманизма. Отдавая должную дань уважения христианству, тысячу лет духовно питавшему наше общество, мы вынуждены проститься с ним.

Христианство не отвечает уровню требований современности по двум положениям.

Во-первых, в христианской доктрине нет экологических приоритетов. Здоровая природа подразумевается в христианстве как само собой разумеющееся. Однако современное человеческое общество нуждается в такой мировоззренческой концепции, в которой экологические приоритеты гармонично сочетались бы с социумом. Именно по этой причине известная партия «зелёных» долго не могла найти покровителя из числа христианских святых.

Во-вторых, из-за антропоморфизма. Центральной фигурой христианского мифа является личность Иисуса Христа, образ мифологизированного, обговорённого человека, рождённого земной женщиной. В слиянии образов человека и бога обнаруживаются черты культа личности, но на высшем божественном уровне.

Таким образом, в христианстве и атеизме обнаруживаются сходства по двум позициям: отсутствие экологических приоритетов; яркий антропоморфизм.

Эти две выявленные позиции не соответствуют требованиям, которые предъявляет современное человеческое общество к мировоззренческой концепции будущего. Как атеизм, так и христианство едва ли могут иметь исторические перспективы в будущем.

Мировоззрение будущего — это возврат к исконным истокам, к природе, к природному духовному императиву. Это духовность высокая, на новом историческом витке и в новых исторических условиях.

Людмила ЖУКОВА, кандидат исторических наук.